Искусство (лат. experimentum - опыт, проба). Опыт, реже истязание, пытка — образное осмысление действительности. Процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
«Итак, мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» - /Деян.17. 29/. Павел продолжает свои рассуждения. Если люди — род Божий, то невозможно считать, что Он подобен золоту, или серебру, или камню идола. Последние получили образ от искусства и вымысла человеческого. И потому стоят ниже людей. Эти кумиры в некотором смысле продукт человеческого существования, тогда как истина в том, что сами люди — творение Божье» - /МакДональда/
Если мы — род Божий, то несообразно со здравым смыслом думать, что Божество подобно тому, что не сродное с Ним, как не сродно и с нами — родом Его, т. е. золоту, серебру и пр. Божество может быть подобно только нам, людям, составляющим род Его: в людях и надо искать этого Божественного подобия, от них возноситься мыслию к их Первообразу и Подобию (просиявшему до высшего совершенства в Богочеловеке). Несостоятельность язычества, таким образом, обнаруживается двояко; из несоответствия вещества почитаемых «богов» природе Божества и из отсутствия в действительности самих изображаемых богов. Отсюда можно видеть и все громадное различие иконно почитания христианского от идолопоклонства языческого. В иконах природа Божества изображается не веществом, а характером изображений, их идеею; и эта идея заимствуется из вымысла фантазии, а из мира действительности, из жизни Господа Иисуса Христа, Его Угодников, из всего вообще содержания Слова Божия и живой, действительной жизни человечества.
Из сказанного им следовал неизбежный вывод, поскольку люди созданы Богом (и в этом смысле являются родом Божиим), они Бога создать в виде идола, золотого, серебряного или каменного (как некий образ… искусства и вымысла человеческого) не могут: «Называя, себя мудрыми, обезумели. И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку…» - /Рим. 1.22-23/. Это для афинян, живших в городе, «полном идолов»- /Деян.17. 16/, было воистину неслыханным учением. «Но почему же эти яйца со вбитыми туда иголками от ежа – это хорошее искусство служения христианство нашего времени – наследник прошлой культуры, а не её сократить». «Великое мастерство кажется безыскусным. Тот, кто щеголяет - хвалиться, превосходством своим искусством проповедовать, выказывает своё неумение. Главное в искусстве проповеди состоит в том, чтобы не дать приметить своё искусство – это моё».
Христиане хотят, есть лук так, чтобы от них не пахло, их поведение не давало знать кто они внутри. «Может быть, застой, царящий кругом, - нечто привычное, впитавшееся в кровь и плоть христиан, неразрывно связанное с их религиозным характером? Может быть, они находят блаженство именно в таком застое?»
Искусство — это способ осмысления действительности через художественные образы. Это как зеркало, в котором отражаются наши мысли, чувства и переживания.
Некоторый помещик, воспитанный в духе православия, коротко знавший так называемый большой свет, то есть мир, в высших слоях его, увидел однажды книгу «Подражание» в руках дочери своей. Он воспретил ей чтение книги, сказав: «Я не хочу, чтоб ты последовала моде и кокетничала с Богом». Самая верная оценка книге». А ведь книга, на неискушенный взгляд неспециалиста, представляет высокий образец христианской духовной жизни.
Искусство – от древнего корня gews- «отведывать (на вкус), выбирать (по вкусу)». В древнегреческом языке однокоренным является прилагательное /гефстос/ «вкусный, имеющий насыщенный вкус», а в английском – существительное gust /гаст/ «гастрономический или эстетический вкус». В русском Евангелии для перевода однокоренного с искусство исходного /гефстос/ последовательно применяются слово «отведать»: «Когда же распорядитель отведал /игефсато/) воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали, только служители, почерпавшие воду. – Тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает, сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе» - /Иоан.2.9-10/. Настоящее произведение искусства создается и высоко ценится только теми людьми, у которых развит вкус как способность отличать прекрасное от ужасного и отвратительного (по-английски disgusting /дисгастинг/, от того же корня, что и вкус, и искусство). Как особый род самостоятельной деятельности талантливых творцов искусство открывает людям глаза на прекрасное и ужасное. Оно есть возможность выбора между спасением для вечной жизни и убийственным утолением страстной жажды познания зла. Есть искусство, которое облагораживает души и воспитывает достойных детей Божьих, и есть искусство, которое воспитывает падших жертв страстной похотливости и порождения ехидны. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому, что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» - /Быт. 3.6-7/.
Вкус в искусстве – это не то же, что глагол «кусать» с приставкой «в», хотя в народной этимологии произошло историческое смешение корнесловных образов и представлений об искусности (владения хорошим вкусом) и искушенности (опыта познания не только добра, но и зла). Искусные в различении доброй и скверной пищи люди избегают искушений зла. Они пользуются своим неиспорченным вкусом для верного выбора того, что приемлемо, или отвратительно. «Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав (в греческом оригинале /гефсаменос/, того же корня gews-что и искусство), не хотел пить» - /Мат.,27.34/. Искусство, неразрывно связанное с ведением (духовным видением), бывает двух родов: 1) чистым и 2) отравленным лукавством мира сего, ядовитым, убивающим души. Чистое искусство порождает духовные плоды, вкушение которых воспитывает богоподобие и прививает людей к Древу жизни. Искусство, которое травит души, вызывает чувство временного наслаждения смертельно опасными ядовитыми плодами (игрой со смертью): «Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили (в оригинале /игефсасти/, того же корня, что искусство), что благ Господь» - /Петр. 2.1-3/..
«Надо любить искусство в себе, а не себя в искусстве», - говаривал Станиславский. Сравните это с афоризмом Оскара Уайльда: «Есть два способа не любить искусство: один – это просто его не любить, другой – любить его рационалистически». Это всегда видно, всегда чувствуется, где художник выдумал себе тему, манеру, построил колорит, где стиль сконструирован из блоков, а не родился как результат жизни, за который всей жизнью – то заплачено сполна. Искусство бесхитростно и жестоко, оно требует человека всего без остатка, а что взамен? Ведь не всегда, совсем не всегда – шедевр, истина – если б так! Чаще лишь тень, лишь ощущение чего-то настоящего. Вот почему всякий художник ищет, только один ищет «ход» и, найдя его, выделившись из толпы, эксплуатирует его, пока возможно. Другой ищет, вся жизнь, меняясь, отрицая сделанное вчера, отставляя сделанные работы лицом к стене. Изменчивость, поиск – вот верный признак творческой молодости, признак более точный, чем запись в паспорте.
«Анна Герман, то вот о том, как певице приходилось бороться за свое живое звучание на концертах, радио, телевидении, мало кто знает. Ставшая популярной в 70−80-е годы на Западе музыкальная фонограмма, сопровождавшая выступления зарубежных поп-звезд того времени, неминуемо наступала и на творчество Анны Герман. И это стало еще одним поводом для борьбы в творческой судьбе этой неповторимой певицы!
Сколько сил стоило ей, недавно вставшей с больничной койки и собранной врачами по кусочкам, чтобы каждый раз, принимая приглашения то на один концерт, то на другой, отстаивать свое право петь «вживую», быть всегда честной со своими зрителями!
С самого начала Анна резко отрицала для себя даже возможность когда-либо воспользоваться музыкальной записью. Несмотря ни на какие трудности, она отказывалась раз за разом выступать без сопровождения настоящего живого оркестра, считая, что фонограмма — это обман зрителя, а обманывать своих слушателей она никогда и ни за что не станет!
Часто эти отказы становились причиной скандалов с устроителями праздничных программ, считавших, что с помощью фонограммы они облегчают жизнь не только себе, но и артисту. Ведь фонограмма давала большие возможности объединить в одном концерте исполнителей разных стилей, соединить разное видео - и звуко-материал, сэкономить на оркестрах. Никакие доводы импресарио не могли заставить Анну изменить свою точку зрения и уступить. Столько в этой, казалось бы, очень хрупкой женщине, изломанной жизнью, было воли и внутренней силы! После этого случая с желанием Анны петь живьем, несмотря на моду на фонограммы, начали понемногу считаться».
«Закон искусства: твори, не затворяясь».
«Искусство должно возвышать человека над обыденностью и как-то немножечко тянуть человека к прекрасному к тому, что он видит, но не может осознать. Я надеюсь, что балет способствует этому» - /Ульяна Лопаткина/
«Каждый вид искусства – живопись, скульптура, театр – по-своему вызывает у зрителя положительные эмоции: восхищение мастерством, удовольствие от соприкосновения с талантом, удивление, что может быть достигнуто такое совершенства, и, наконец, нравственное и даже идеологическое воздействие на того, кто видит творение мастерство» - /Из книги: В.Карпова «Генерал армии Черняховский»/.
«Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об иной мнению. Предложенная по сему искусству материя называется речь или слово» - /М.Ломоносов/.
«В искусстве шедевры не вытесняют друг друга – они мирно сосуществуют» - /Арам Хачатурян/
«Служение красоте и искусству есть питание оболочек своих светом. Даже травы тянутся к свету, тем более — дух. Значение искусства как питания духа — огромно. Искусству в жизни человеческой можно отвести первенствующее место, через него — Свет. Искусство можно назвать, в его высшем понимании, новой религией человечества. Красота — это купол великого Храма Жизни. Красота синтетична, ибо может обнять собой все. Можно представить себе, как Красотою оформлены все тела человека и как входит она во все его дела, мысли и чувства. Красота — это Свет, это полное отсутствие тьмы. Красота — это жизнь. Мир Новый будет, строиться красотою и основан на Красоте. Но Красота войдет в жизнь через искусство. Потому назначение искусства велико и высоко. Те, кто сознательно служат искусству, есть служители Света» - /Грани Агни Йоги/
«Тема любви недоступна нашему искусству, - писал Конашевич в 1953 году. Любовь не только ощущение, любовь – событие, переживание, которое развёртывается во времени. А наше искусство изображает только момент, оно не в силах показать движение как смену ряда моментов». «Искусство заслуживает почета и любви лишь в том случае, если оно подлинно человечно и обращается ко всем решительно людям, а не к одной лишь кучке педантов. Искусство неисчерпаемо, как жизнь. И ничего не позволяет нам почувствовать это лучше, чем не иссекающаяся музыка, чем океан музыки, наполняющей собой века» - /Р.Ролан/. «Надо любить искусство в себе, а не себя в искусстве» - /Станиславский/.
Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры, как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно художественную творческую деятельность, так и её результат — художественное произведение. В узком смысле это специфическая форма практически-духовного освоения мира. В широком — высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются. Аристотель определял искусство (греч. techne) как «творческую привычку, следующую истинному разуму» (см. античное искусство). Близкое понятие: перйтия (греч. peritia — «опыт, искусность, сведущность»; лат. homo peritus — «опытный, сведущий человек»). Отсюда peritechnesis — «особенное искусство, хитроумие» (греч. peri — «вокруг», techne — «искусство»; см. также эмпирия). На Руси в старину использовали слово «рукомесло». Согласно П.Валери, слово «искусство» вначале «означало способ действия.
Каждое искусство своими средствами рассказывает людям о человеческих переживаниях, мыслях, чувствах, о всевозможных событиях — реальных, сегодняшних и исторических или фантастических. И каждое искусство по-своему условно.
«Когда тебе доверяет публика, зритель, ты можешь ввести людей в мир искусства, никто ж не рождается с отменным вкусом, вкус воспитывается», - был убежден Святослав Бэлза. «Он (С.Бэлза) находил новые слова в самых, порой, банальных вещах, рядовых концертах. Он умел удивительно преподнести все по-новому, и хотелось иначе играть, мыслить, чувствовать», - объясняет художественный руководитель ансамбля «Россия» имени Зыкиной Дмитрий Дмитриенко.
«Искусство жить христианской жизнью – это умение сохранять внутреннее равновесие в текущее сейчас мгновение видеть: «Какого цвета ваша жизнь?». «Произведения искусства для того, кто умеет видеть, - это зеркало, в котором отражается состояние души художника - проповедника». «Там, где господствует искусство, действуют законы прекрасного и преодолеваются границы действительности. Если хочешь наслаждаться искусством проповеди, то ты должен быть художественно образованным человеком» - /К.Маркс/
Наконец, Климент Александрийский пишет о том, «что христианская душа «изливает себя в славословиях, хвалениях, благословениях, в восторженных песнопениях. И поэтому, ни на мгновение не разлучается со своим Богом».
Подлинная духовное искусство музыки всегда вдохновляется Богом, создается духовной личностью или иной в моменты духовного озарения и исполняется духовной личностью или коллективом. Она гармонична, побуждает душу человека приближаться к Богу, возвышает над грехом и способствует очищению, примиряет с самим собой и ближними, облегчает скорби, согревает сердце небесной любовью, влагает в него благие намерения, располагает нашу волю к добру, умиротворяет в Господе, т.е. выполняет воспитательную роль. Ее основная цель – славить Бога.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности